Владимир ВИТАЛИИ, Вадим КУЗНЕЦОВ
У большинства владельцев мотоциклов с 4-тактным двигателем возникает вполне резонный вопрос: как часто регулировать зазоры в ГРМ? Специалисты рекомендуют: если машина эксплуатируется в экстремальных условиях - кроссе или гонках эндуро, проверка зазоров клапанов обязательна через каждые 10 моточасов, Для тех, кто гоняет в щадящем режиме (любители), эту процедуру достаточно проводить один раз в сезон, для контроля - исходя из опыта, регулировки хватает на 10 тысяч километров пробега, а то и более.
Регулировка клапанов одноцилиндровых машин достаточно проста. Однако у моторов разных изготовителей свои особенности, и потому их обслуживание несколько отличается. Рассмотрим два мотоцикла - КТМ с жидкостным охлаждением и Honda с воздушным.
Для регулировки KTM 450SXпонадобятся: плоская отвертка, ключи - свечной, торцовый 8 мм, комбинированные 8, 10 и 13 мм, щуп 0,12 мм.
Чтобы добраться до крышек клапанов, необходимо снять сиденье, топливный бак со щитками радиатора, слить охлаждающую жидкость, демонтировать радиатор вместе со шлангами. Далее в такой последовательности.
1. Снимите крышку зажигания (с левой стороны двигателя, фото 1). Не забудьте подставить емкость под масло, которое
будет вытекать из картера (около 600 г).
2. Выкрутите свечу зажигания.
3. Снимите обе крышки клапанов (открутив по три болта, фото 2, 3).
4. Установите поршень в ВМТ такта сжатия (оба клапана закрыты). Для этого, проворачивая ротор зажигания рукой, установите метку, нанесенную на нем, напротив датчика зажигания (фото_4). При этом нижний угол пластины на роторе (указана стрелкой А) должен совпасть с верхним углом датчика (указан стрелкой Б).
5. С помощью отвертки и накидного ключа 13 мм установите зазоры на 2 впускных (ближние к карбюратору) и 2 выпускных клапанах по 0,12 мм (фото 5).
Последовательность регулировки не имеет значения. Щуп должен протягиваться между торцом клапана и нажимным устройством с небольшим усилием. Чтобы было удобнее, лепесток щупа подогните.
Чтобы избежать ошибки, повторно проверьте величину выставленных зазоров.
После окончания регулировки все соберите в обратном порядке. Крайне важно после заполнения системы охлаждения жидкостью выпустить воздух из головки цилиндра (для этого выкрутите болт на головке рядом с декомпрессором) и из правого радиатора (через прокачные болты). Залейте масло в двигатель.
Для регулировки Honda XR250понадобятся: плоская отвертка, ключи - свечной, торцовый 12 мм и 17 мм, накидной 12 мм, рожковый 24 мм, шестигранники 6 и 10 мм, набор щупов. И фонарик.
Чтобы добраться до крышек клапанов, достаточно снять сиденье и бензобак. Далее действуйте в таком порядке.
1. Выкрутите клапанные крышки-пробки (фото 1,2).
2. Выкрутите свечу зажигания.
3. Выкрутите контрольную пробку (с левой стороны двигателя, фото 3).
4. Выкрутите пробку, прикрывающую гайку ротора зажигания (с левой стороны двигателя, фото 4).
5. Выставьте поршень в ВМТ такта сжатия, прокручивая с помощью торцевого ключа ротор. Подсвечивая фонариком в контрольное окно, совместите метку на верхней его части (фото 5, 6) с меткой на роторе - маркировка буквой Т (не перепутайте с риской R: она - для установки зажигания). Да простят нас инженеры - есть способ проворачивания коленчатого вала без ключа, который профессионалы не принимают (хотя многие спортсмены только так и делают, чтобы не вскрывать пробку на крышке картера, ведь она посажена на влагозащитную смазку). Итак, включите первую передачу и с помощью ассистента медленно прокручивайте заднее колесо мотоцикла до момента, пока не совместятся вышеназванные метки.
6. Используя накидной ключ 12 мм и отвертку, установите зазоры на клапанах: на впуске (2 клапана) - 0,1-0,12, на выпуске (2 клапана) - 0,27-0,3 (фото 7). Щуп должен протягиваться между торцом клапана и нажимным устройством с небольшим усилием. Для удобства лепесток щупа подогните. После завершения регулировки, не проворачивая коленчатый вал, обязательно промерьте, правильно ли выставлены все зазоры. Затем соберите все в обратном порядке.
1. Если зазор на клапане меньше требуемого (клапан "зажат"), - возможен прогар седла клапана и его тарелки.
2. Если зазор увеличен (клапан "распущен"), возможен ударный износ стержня клапана и нажимного пятачка коромысла.
То и другое ведет к дорогостоящему ремонту.