В этой статье мне хотелось бы донести до
нашего Северного мотокроссмена, а именно до Вас друзья, немного информации о
зимнем мотокроссе (на шипованных колёсах) на настоящем этапе развития данной
спортивной дисциплины. Вся информация собрана по крупицам из иностранных
интернет-изданий о мотоспорте, общения со спортсменами СЗФО различного уровня,
хозяевами частных кроссовых треков в Санкт-Петербурге.
Итак начнём с подготовки трассы к
проведению зимнего кросса. Работа над треком начинается с осени до наступления
первых морозов (когда грунт ещё остаётся мягким). С помощью тракторной техники
трек равняется (грейдируется) до такой степени, чтобы все колеи, набитые за
летний сезон, были сглажены либо засыпаны и утрамбованы. Появившиеся на
поверхности земли камни выбираются. Одним из условий, которое должно
соблюдаться при работе с трассой – это исключение проведения тренировок и гонок
на ней. Поверхность трека должна «схватиться» морозом, т.е. подвергнуться
естественному затвердеванию. Первый снег (и последующий) необходимо качественно
укатать, превращая его в более или менее жёсткий слой. После чего требуется
перейти к водным процедурам. Трасса проливается водой (данное действие
производится в холодную погоду). Это необходимо для того, чтобы на треке по
всей протяжённости появился ледовый слой, достаточной толщины.
Отдельное внимание уделяется таким элементам
трассы, как заходы и приёмники трамплинов, гребёнки, волны, а именно на данных
участках трассы стараются увеличить толщину ледового покрова, т.к. в этих
местах наиболее часто открывается (держится) газ, бьёт заднее колесо с
проворотом, что ведёт к прорезанию колей. Третьим слоем идёт всё тот же
укатанный снег.
В процессе эксплуатации зимней
кроссовой трассы её «латают». Это означает, что появляющиеся колеи попросту
заливают водой для выравнивания с общим рельефом трека. Вылезающие камни
удаляются.
Теперь о шипах.
О том, что в Скандинавии проводятся
зимние мотокроссы на шипованной резине, в России узнали из фильмов, записанных
на видеокассетах. Гонки скандинавов сильно отличались от тех, что проводились в
России. Фильмы наглядно убеждали: скорость и прыжки – как на летней трассе! И,
как оказалось, даже маленькие спортсмены вполне могут участвовать в зимних
гонках.
Российские мотокроссмены опробовали шипы. Благодаря им, после длительного
перерыва возобновились официальные соревнования на снегу – в 2002 году в
регламент всероссийских соревнований ввели класс «на шипах».
Да, шипы удовольствие не из дешевых. Однако
они дают возможность спортсменам тренироваться и выступать в соревнованиях
круглый год. В заездах «с шипами» почти такие же, как в летних соревнованиях,
высокие скорости, чего нет в гонках «без шипов». Мотоциклы с шипованными
колесами образуют поворотные колеи – как на летних трассах, благодаря чему
техника езды очень сходна с летней – такой же в наклоне вход в колею и ее
прохождение. На машине без шипов ничего подобного сделать невозможно: спортсмен
ведет мотоцикл с минимальным наклоном и упором на ногу. Колеса с шипами позволяют
использовать летнюю же технику прыжков – скоростной подход к препятствию и
преодоление его с «подламыванием» машины в воздухе (чтобы уменьшить эффект
«катапульты»), скоростное приземление и работа обоими тормозами...
Сохраняется агрессивный стиль езды. На мотоцикле с шипами нагружаются не только
мышцы ног пилота, но и рук, особенно кистей. В итоге, зимние тренировки «на
шипах» – отличный способ физической подготовки к летнему сезону.
Но существуют некоторые правила использования
шипованной резины, которые помогают продлить срок службы Ваших покрышек.
1.
Исключить,
по возможности, езду по неподготовленным трассам к проведению гонок
(тренировок) с камнями, корнями и открытым мерзлым грунтом.
2.
В
процессе тренировок стараться производить плавные старты и выходы из поворотов
(внатяжку).
Помните, любой попавшийся зимой камень на
траектории Вашего движения - это на 90 %
причина вырванного шипа (в лучшем случае положенного), либо отрыва (подреза)
шашки. В России кстати, в соответсвии с "тебованиями к внедорожным мотоциклам и снегоходам" разрешено в зимнее время применять шипы высотою не более 7 мм от поверхности шины (шашки), с плоской цилиндрической верхней частью диаметром не менее 2,5 мм. А вот колёса со сквозным шипованием счтаются во всём мире чрезвычайно опасными и категорически запрещены в странах культивирующих зимний мотокросс и ледовые гонки на кроссовой технике (такие "шипы" не вырываются в экстренных ситуациях, а продолжают рвать и калечить всё, что попадается на пути такого колеса, лично мое мнение: тренируйтесь на чём угодно, но в массовых заездах катайся отдельно от всех, а на соревнованиях ........... ).
В настоящее время в мире и уже в России
широко распространены ледовые гонки (как по кольцу, так и в стиле супермото).
Чем интересны эти гонки, для тех, кто отвергает данную дисциплину, считая её
бесполезной для мотокросса. Во-первых, повышение вероятности выживаемости шипов
в зимний период, во-вторых, обучение приёмам скоростного прохождения поворотов
с заносом заднего колеса и открытым газом (затяжные повороты на жёстких
трассах), в-третьих, преодоление личного порога скорости (то, что бывает
проблематично сделать в летнем мотокроссе). И вообще, в составе 3 - 4 райдеров заезды на
льду уже очень интересны и зрелищны, почти Гранд При по шосейно-кольцевым гонкам :).
Используйте Ваш КРОССОВЫЙ МОТОЦИКЛ на полную
катушку и получайте массу удовольствий и адреналина круглый год!
С
уважением ко всем посетителям,
администратор
WWW.MX51.UCOZ.RU
|